В дошкольном возрасте игра является
ведущим видом деятельности. Для детей игры имеют исключительное значение: игра
для них - учёба, игра для них – труд, игра для них – серьёзная форма
воспитания, а так же способ познания окружающего.
Особое место в жизни детей занимают
театрализованные игры. Сколько здесь подлинных переживаний, горячих чувств! Но
не только силой и искренностью переживаний ценны такие игры: в них много
изобретательности, выдумки, фантазии, творчества. Учитывая это, я создаю все
необходимые условия для проявления и развития у детей художественных
способностей.
У детей с проблемами развития достаточно часто игра часто носит
процессуальный характер, игровые действия сопровождаются примитивной речью, не
имеющей эмоциональной окраски. Как правило, такие дети имеют низкую познавательную
активность, нарушения речи и эмоционально-волевой сферы, недостаточный
жизненный опыт.
Чтобы помочь детям в преодолении данных
проблем и для достижения положительных результатов в обучении и воспитании, я
решила уделить особое внимание театрализации сказок. Ведь, как только малыш
начинает понимать
речь, родители знакомят его с русскими народными сказками, поют на ночь
колыбельные песни. Ребенок начинает познавать мир посредством полученных
знаний. Ведь сказки для детей – это самый первый урок нравственности и морали,
по которым живут люди, в них добро всегда побеждает зло. Благодаря сказке
ребенок познает мир не только умом, но и сердцем.
Работа над театрализацией сказок
способствует развитию и коррекции всех психических и познавательных процессов:
развитию памяти, расширению словарного запаса, автоматизации звукопроизношения,
развитию просодической стороны речи, её выразительности.
Социально-психологические особенности
детей дошкольного возраста предполагают стремление ребенка участвовать в совместной
деятельности со сверстниками и взрослыми, а также время от времени возникающую
потребность в уединении. В нашей группе оборудована театральная зона, уголок
сказки, а также « уголок уединения» с ширмой, « волшебным сундучком» зеркалом,
где ребенок может побыть один и прорепетировать какую-либо роль перед зеркалом,
или ещё раз посмотреть иллюстрации к спектаклю и т.д.
Театральную деятельность использую в своей
работе, как в утренние, так и в вечерние часы: ограниченно включаю в другие
занятия (музыкальные, изодеятельность, физкультурно-игровые, по развитию речи и
ознакомлению с окружающим миром. Театральная зона в нашей группе включает в
себя различные виды кукольного театра (пальчиковый, би-ба-бо, марионеточный,
ростовые куклы и т. д), детские рисунки и другое.
Периодически провожу обновление материала,
ориентированного на интересы разных детей. Использую также в театральной зоне
разнообразный природный и бросовый материал, ткани, костюмы для ряженья.
Привлекаю детей к изготовлению необходимых атрибутов, декораций, костюмов к
спектаклям. Я прекрасно понимаю, что театрализованные занятия должны
способствовать одновременно достижению нескольких целей: развитию речи и
навыков театрально – исполнительской деятельности, созданию атмосферы творчества,
эмоциональному развитию ребенка. Поэтому, при знакомстве с новым текстом какого
– либо произведения или сказки, стараюсь как можно ярче и искренне выразить
своё отношение к читаемому. Затем знакомлю детей с мимикой и жестами,
движениями, костюмами. Детям старшего возраста стараюсь не навязывать свои
оценки, отношение к прочитанному, а наоборот даю возможность высказать своё
мнение, проявить эмоциональную активность.
Применяю в своей работе иллюстрации,
просмотры видеофильмов по различным произведениям, при этом большое внимание
уделяю анализу эмоциональных состояний персонажей, изображённых на картинах.
Чтобы образы персонажей были более выразительными, работаю в тесном контакте с
музруководителем, физруководителем, использую аудиокассеты,
записи на дисках. При обучении детей средством речевой выразительности
использую мини этюды, игры – импровизации этюды на развитие воображения и
другое. Выполнение таких упражнений приводит к необходимости ознакомления детей
с основными эмоциональными состояниями (радость, печаль, страхи, и другое) и
способам их выражения. Для этого использую карточки – пиктограммы, упражнения
типа «Я радуюсь, когда…» и т. д.
Развитие театральной деятельности в
детском саду и накопление эмоционально – чувственного опыта у детей – это
длительная работа, которая требует участия родителей.
Стараюсь привлечь родителей к активному
участию в подготовке и проведению тематических вечеров, которые требуют участия
родителей. Активизации их интереса способствуют тематические вечера, в которых
родители и дети являются равноправными участниками» Тематика таких вечеров
может быть различной, например: «Любимые сказки», «Театральные встречи»,
«Смешные истории» и др.
Желательно привлечь родителей к активному
участию в таких вечерах в качестве исполнителей ролей, авторов текста,
изготовителей декораций, костюмов и т.д. В любом случае, союз педагогов и
родителей будет способствовать интеллектуальному, эмоциональному и
эстетическому развитию детей.
Комментариев нет:
Отправить комментарий