Консультация для педагогов МАДОУ № 477 с элементами мастер-класса
на тему:
«Игры, ситуационные
задачи и проблемные ситуации, направленные на формирование коммуникативной
компетентности дошкольников».
Юхно Н.И.,
воспитатель
ЦЕЛЬ: знакомство педагогов ДОУ
с активными методами обучения, направленными на социально-коммуникативное развитие дошкольников.
1. Мотивация к мастер-классу «Яркий
образ».
Я
хочу рассказать вам одну историю. Эта история произошла давным-давно в
старинном городе, в котором жил великий мудрец. Слава о его мудрости разнеслась
далеко вокруг. Но был в городе человек, завидующий его славе. И вот он решил
придумать такой вопрос, чтобы мудрец не сумел на него ответить. Он пошел на
луг, поймал бабочку.
Посадил её между
сомкнутых ладоней и подумал: «Спрошу-ка у мудреца:
- Скажи, о мудрейший,
какая бабочка у меня в руках: живая или
мертвая? Если он скажет – живая, я сомкну ладони, и бабочка умрет, а если он
скажет – мёртвая, я разомкну ладони, и бабочка улетит. Вот тогда все поймут,
кто из нас умный».
Так всё и случилось.
Завистник поймал бабочку, посадил её между ладонями и отправился к мудрецу. И
он спросил у того: «Какая бабочка у меня в руках,
о мудрейший, живая или мёртвая?» И тогда мудрец сказал: «Всё в твоих руках…»
- Да, действительно,
всё в руках каждого из нас. Я, надеюсь,
что и на этом мастер-классе
всё будет в ваших руках и у нас всё с вами получится.
Уважаемые коллеги, все
мы знаем, что многие дети, когда приходят в детский сад, то не умеют общаться и
сотрудничать. И задача педагогов -помочь
детям подружиться между собой, помочь наладить общение, научить их работать в
парах, группах.
Основным
средством обучения детей взаимодействию и сотрудничеству, на мой взгляд,
является организация деятельности в малых группах в игровой форме.
Какие
же игровые подходы можно использовать для формирования коммуникативных
компетенций?
Чтобы установить
доброжелательную атмосферу и повысить внутригрупповое доверие, предлагаю
игру-командообразующую «Посиделки»
Все
встают и выстраиваются в затылок в один большой круг. Дальше надо встать как
можно плотнее друг к другу, сделав круг более узким.
Затем
наступает главная и самая трудная часть. Попробуйте все одновременно согнуть
ноги и присесть друг к другу на колени. Если получилось, рано радоваться!
Теперь постарайтесь удерживаться в таком положении и еще вытянуть руки в
стороны.
Вывод: игра учит доверию,
формирует стрессоустойчивость, умение работать слаженно в команде, где каждый
отвечает не только за себя, но и за других.
Использование
проблемных ситуаций в работе с дошкольниками положительно влияет на развитие у
детей творческого мышления, познавательных умений и способностей. С. Л.Рубинштейн говорил: «Мышление обычно начинается с проблемы
или вопроса, с противоречия. Проблемной ситуацией определяется вовлечение
личности в мыслительный процесс. В проблеме имеются неизвестные, как бы
незаполненные места. Для заполнения, для превращения неизвестного в известное,
необходимы соответствующие знания и способы деятельности, которые у человека
поначалу отсутствуют».
Дошкольники - прирожденные
исследователи, подтверждение тому - их любознательность, постоянное стремление
к эксперименту, желание самостоятельно находить решение в проблемной ситуации.
Наша задача - активно помогать в этой
деятельности, поощрять ее.
Предлагаю разыграть
следующие проблемные ситуации:
1.
Вежливая просьба
Цель: Знакомство детей с
формами выражения просьбы, адресованными старшему незнакомому, старшему
близкому, а также ровеснику в разных ситуациях: дома, на
улице, в общественных местах.
Вы
в незнакомом городе. Вам нужно пройти к зоопарку, но вы не знаете дороги.
Навстречу идет прохожий. Пусть им будет Ваня. Вика, подойди к прохожему и
спроси у него дорогу к зоопарку. Как ты это сделаешь?
2.
Утешение
Цель: Соединить
сопереживание со словесным выражением сочувствия, ввести в активный словарь
ребенка слова утешения.
1. Давайте найдем
слова утешения (задание дается попарно).
2.
Маша прищемила палец. Ей больно. Утешьте ее.
3.
Малыш ушибся и заплакал. Пожалейте его.
Ситуации на развитие мышления дошкольников
Ситуации в транспорте (городском, железнодорожном).
1. Ты с бабушкой едешь в электричке. Она сошла
на платформу, а ты не успел. Что будешь делать? Почему?
2. Бабушка села на
поезд, а ты остался. Твои действия? Поясни, почему ты поступишь именно так, а
не иначе?
Ситуации с огнём
3. В квартире пожар. Что ты будешь делать? Почему? 4. Дым в
соседней квартире. Твои действия?
В игре ребенок развивается как личность, у него формируются те
стороны психики, от которых впоследствии будет зависеть успешность его учебной
и трудовой деятельности, отношения с людьми. В процессе игры зарождаются
и развиваются новые виды деятельности дошкольника.
Именно в игре впервые появляются элементы обучения. Игра создает «зону ближайшего развития
ребенка».
Но детей интересует не
только игра, гораздо сильнее они стремятся к общению – как между собой, так и с
окружающими взрослыми. К ребенку на помощь должен прийти взрослый, чтобы он
овладел механизмами эффективного игрового общения. Таким образом, именно
взрослый может и должен создать для детей условия, необходимые для развития детской
игры и полноценного игрового общения. К этим условиям,можно отнести:
• обогащение детей впечатлениями об окружающем мире;
• привлечение внимания к содержанию деятельности детей и их
взаимоотношений (беседы, организация наблюдений, совместное чтение, обсуждение
событий из жизни и т. д.);
• активную позицию ребенка в деятельности, прежде всего
совместной.
Для развития полноценного
игрового общения педагоги могут
использовать такую форму речевой работы с детьми, как игровые обучающие
ситуации (ИОС).
Известно четыре вида ситуаций:
• ситуации-иллюстрации,
• ситуации-упражнения,
• ситуации-проблемы,
• ситуации-оценки.
В
ситуациях-иллюстрациях взрослым разыгрываются простые сценки из жизни детей.
Чаще всего такие ситуации используются в работе с детьми младшего дошкольного возраста. С помощью различных игровых
материалов и дидактических пособий педагог демонстрирует
детям образцы социально приемлемого
поведения, а также активизирует их навыки эффективного общения.
В ситуации-упражнении ребёнок не только слушает и
наблюдает, но и активно действует. Дети тренируются в выполнении отдельных
игровых действий и связывании их в сюжет, учатся регулировать взаимоотношения
со сверстниками в рамках игрового взаимодействия. Такой вид ИОС используется со
средней группы.
Участие старших дошкольников в ситуациях-проблемах
способствует усвоению ими основных векторов социальныхотношений, их «отработке» и
моделированию стратегии своего поведения в мире людей. В таких ситуациях
взрослый привлекает внимание ребенка к своему эмоциональному состоянию и
состоянию других персонажей. Активно участвуя в ситуациях-проблемах, ребенок
находит выход своим чувствам и переживаниям, учится осознавать и принимать их.
Он постепенно овладевает умениями предвосхищать реальные последствия своих
поступков и на основе этого выстраивать дальнейший сюжет
игры, произвольно изменять свое игровое и речевое поведение. В
ситуациях-проблемах каждый ребенок находится в активной действующей позиции. В
этом и состоит их педагогическая ценность
таких ситуаций.
Комментариев нет:
Отправить комментарий