вторник, 31 августа 2021 г.

Музыка. Лушкина Н.В. Музыкально дидактические игры


Музыкальное развитие детей дошкольного возраста в самостоятельной деятельности через музыкально- дидактические игры.

   Специфика дошкольного возраста такова, что достижения детей дошкольного возраста определяются не суммой конкретных знаний, умений и навыков, а совокупностью личностных качеств, в том числе обеспечивающих психологическую готовность ребенка к школе. Новые представления о содержании и организации дошкольного образования, предложенные ФГТ, заключаются в следующем.
  • Акцент со знаний, умений и навыков переносится на формирование общей культуры, развитие качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность и т.п.
  • Построение образовательного процесса в соответствии с комплексно-тематическим принципом и принципом интеграции образовательных областей через
-образовательную деятельность, осуществляемую в процессе организации различных видов детской деятельности (игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения,)
- образовательную деятельность, осуществляемую в ходе режимных моментов;
- самостоятельную деятельность детей;
Большую значимость приобретает развитие самостоятельности и инициативности дошкольника, особенно старшего дошкольника. А где наиболее органично и ощутимо развиваются эти качества, как не в игре? Для решения задач музыкального развития – это, в первую очередь, игра музыкальная. 

   Музыкально-дидактическая игра, как игровая форма обучения, явление очень сложное. В ней действуют одновременно два начала - учебное, познавательное, и игровое, занимательное. «Дайте ребенку возможность играть и соедините обучение с игрой так, чтобы мудрость появлялась с веселой улыбкой, остерегайтесь утомлять ее чрезвычайной серьезностью» - так писал современный исследователь детской игры Д. Колоцца.
   Дидактическая игра является формой обучения, наиболее характерной  для  маленьких детей. Истоки ее в народной педагогике, которая создала множество обучающих  игр, на основе сочетания игры с песней, с движениями. В потешках, песнях, пальчиковых играх, привлекается внимание ребенка к окружающим предметам, повторяются их названия.
   В своей практической деятельности особое внимание уделяю использованию музыкально дидактических игр. Их можно включать в разнообразные виды образовательного процесса: непосредственно образовательную деятельность, совместную деятельность педагога и ребенка и самое ценное в том, что в дальнейшем эти игры дети могут использовать в самостоятельной деятельности ребенка.
   Так освоение музыкально – дидактических игр и использование их в самостоятельной деятельности происходит в три этапа
Первый этап. Первоначальная ориентировка в способах самостоятельных действий по различению свойств музыкальных звуков в условиях знакомства с музыкально-дидактическими пособиями и играми на занятиях;
Второй этап. Овладение детьми способами сенсорных действий по различению свойств музыкальных звуков под непосредственным руководством педагога;
Третий этап. Совершенствование навыков различения звуков в процессе самостоятельной деятельности, но под косвенным руководством педагога. А также совершенно самостоятельное применение музыкально-дидактических пособий и игр по инициативе детей и без помощи педагога в самостоятельном музицировании.
   Многолетний опыт работы позволил создать подборку таких игр. Среди них есть как общеизвестные, так и авторские игры. С некоторыми из них хотелось бы вас познакомить.


Давайте поиграем
1 «Эти разные звуки»
Цель: развитие внимания, наблюдательности, звуковой культуры, развитие речи.
Игровой материал: карточки – иллюстрации.
Педагог демонстрирует детям поочередно картинки с изображениями «Улица», «Лес», «Пруд», «Море», «Аэродром», «Магазин» и т.д. и просит детей  по сигналу (хлопку, звонку, стуку) закрыть глаза и внимательно послушать звуки, которые они могут услышать на картине. Описать их (характер, настроение). Сравнить звуки бытовые и музыкальные. Определить чем они отличаются.
Для закрепления педагог предлагает детям провести игру в парах, тройках. Далее необходимо разместить в группе картинки, которые демонстрировал педагог для самостоятельного продолжения игры, предложить придумать и принести свои «музыкальные» картинки.
2 «Веселый шум»
Цель: развитие музыкально – сенсорных способностей, развитие речи.
Игровой материал: набор предметов из различных материалов
Педагог предлагает детям рассмотреть предметы, находящиеся на демонстрационном столе. Предметы должны быть разной фактуры металлические, пластиковые, деревянные, бумажные (тетрадь, ключи, коробочки, камешки, шишки и т.д.). Далее педагог просит показать, как эти предметы звучат. Придумать свой «Музыкальный инструмент».  Попробовать рассказать о характере звука.
Для закрепления, из различных материалов изготавливаются инструменты шумовова оркестра. Далее необходимо разместить в музыкальном уголке инструменты, сделанные детьми,  совместно с родителями. Для самостоятельного продолжения игры, предложить детям исполнить ритмическое сопровождение любимых песен.

3 «Музыкальная палитра»
Цель: Развитие ритмического слуха. Умение определять долгие и короткие звуки.
Игровой материал: карточки – иллюстрации.
Педагог показывает детям карточку, с изображением сказочного персонажа. Просит пропеть его имя. Затем детям дается задание прохлопать и просчитать количество музыкальных звуков.  Определить долгие и короткие звуки. 
Для закрепления педагог предлагает детям провести игру по подгруппам. Далее необходимо разместить в группе картинки, которые демонстрировал педагог для самостоятельного продолжения игры, предложить придумать и принести свои «музыкальные» картинки.

4 « Наши песенки летят»
Цель: Развитие интонационного и ритмического слуха. Закрепление знакомых песенок – попевок. Отработка приемов игры на д.м.и. (металлофоне).
Игровой материал: кубик с иллюстрациями.
Педагог предлагает рассмотреть картинки на гранях кубики, вспомнить связанные с ними песенки – попевки. (Эти попевки исполняются на одном звуке). Выбирается ведущий, он бросает кубик, выпавшую попевку, нужно исполнить хором (прохлопать и спеть).  Для закрепления педагог просит индивидуально сыграть попевку на металлофоне. Для самостоятельного продолжения игры,  предложить исполнить знакомые попевки на инструментах, находящихся в музыкальном уголке группы.    

Комментариев нет:

Отправить комментарий