Музыкальное развитие детей дошкольного
возраста в самостоятельной деятельности через музыкально- дидактические игры.
Специфика дошкольного возраста такова, что достижения детей дошкольного
возраста определяются не суммой конкретных знаний, умений и навыков, а
совокупностью личностных качеств, в том числе обеспечивающих психологическую
готовность ребенка к школе. Новые представления о содержании
и организации дошкольного образования, предложенные ФГТ, заключаются
в следующем.
- Акцент со знаний, умений и навыков переносится на формирование общей культуры, развитие качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность и т.п.
- Построение образовательного процесса в соответствии с комплексно-тематическим принципом и принципом интеграции образовательных областей через
-образовательную деятельность,
осуществляемую в процессе организации различных видов детской деятельности
(игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской,
продуктивной, музыкально-художественной, чтения,)
- образовательную деятельность,
осуществляемую в ходе режимных моментов;
- самостоятельную деятельность
детей;
Большую значимость приобретает
развитие самостоятельности и инициативности дошкольника, особенно старшего
дошкольника. А где наиболее органично и ощутимо развиваются эти качества, как
не в игре? Для решения задач музыкального развития – это, в первую очередь,
игра музыкальная.
Музыкально-дидактическая игра, как игровая форма обучения, явление очень
сложное. В ней действуют одновременно два начала - учебное, познавательное, и
игровое, занимательное. «Дайте ребенку возможность играть и соедините обучение
с игрой так, чтобы мудрость появлялась с веселой улыбкой, остерегайтесь
утомлять ее чрезвычайной серьезностью» - так писал современный исследователь
детской игры Д. Колоцца.
Дидактическая игра является формой обучения, наиболее характерной для
маленьких детей. Истоки ее в народной педагогике, которая создала
множество обучающих игр, на основе
сочетания игры с песней, с движениями. В потешках, песнях, пальчиковых играх,
привлекается внимание ребенка к окружающим предметам, повторяются их названия.
В своей практической деятельности особое внимание уделяю использованию музыкально
дидактических игр. Их можно включать в разнообразные виды образовательного
процесса: непосредственно образовательную деятельность, совместную деятельность
педагога и ребенка и самое ценное в том, что в дальнейшем эти игры дети могут
использовать в самостоятельной деятельности ребенка.
Так освоение музыкально – дидактических игр и использование их в
самостоятельной деятельности происходит в три этапа
Первый этап.
Первоначальная ориентировка в способах самостоятельных действий по различению
свойств музыкальных звуков в условиях знакомства с музыкально-дидактическими
пособиями и играми на занятиях;
Второй этап. Овладение
детьми способами сенсорных действий по различению свойств музыкальных звуков
под непосредственным руководством педагога;
Третий этап.
Совершенствование навыков различения звуков в процессе самостоятельной
деятельности, но под косвенным руководством педагога. А также совершенно
самостоятельное применение музыкально-дидактических пособий и игр по инициативе
детей и без помощи педагога в самостоятельном музицировании.
Многолетний опыт работы позволил создать подборку таких игр. Среди них
есть как общеизвестные, так и авторские игры. С некоторыми из них хотелось бы
вас познакомить.
Давайте поиграем
1 «Эти разные звуки»
Цель: развитие внимания, наблюдательности, звуковой культуры,
развитие речи.
Игровой материал: карточки – иллюстрации.
Педагог демонстрирует детям поочередно
картинки с изображениями «Улица», «Лес», «Пруд», «Море», «Аэродром», «Магазин»
и т.д. и просит детей по сигналу
(хлопку, звонку, стуку) закрыть глаза и внимательно послушать звуки, которые
они могут услышать на картине. Описать их (характер, настроение). Сравнить
звуки бытовые и музыкальные. Определить чем они отличаются.
Для закрепления педагог
предлагает детям провести игру в парах, тройках. Далее необходимо разместить в
группе картинки, которые демонстрировал педагог для самостоятельного
продолжения игры, предложить придумать и принести свои «музыкальные» картинки.
2 «Веселый шум»
Цель: развитие музыкально – сенсорных способностей, развитие речи.
Игровой материал: набор предметов из различных материалов
Педагог предлагает детям
рассмотреть предметы, находящиеся на демонстрационном столе. Предметы должны
быть разной фактуры металлические, пластиковые, деревянные, бумажные (тетрадь,
ключи, коробочки, камешки, шишки и т.д.). Далее педагог просит показать, как
эти предметы звучат. Придумать свой «Музыкальный инструмент». Попробовать рассказать о характере звука.
Для закрепления, из различных
материалов изготавливаются инструменты шумовова оркестра. Далее необходимо
разместить в музыкальном уголке инструменты, сделанные детьми, совместно с родителями. Для самостоятельного
продолжения игры, предложить детям исполнить ритмическое сопровождение любимых
песен.
3 «Музыкальная палитра»
Цель: Развитие ритмического слуха. Умение определять долгие и
короткие звуки.
Игровой материал: карточки – иллюстрации.
Педагог показывает детям
карточку, с изображением сказочного персонажа. Просит пропеть его имя. Затем
детям дается задание прохлопать и просчитать количество музыкальных
звуков. Определить долгие и короткие
звуки.
Для закрепления педагог
предлагает детям провести игру по подгруппам. Далее необходимо разместить в
группе картинки, которые демонстрировал педагог для самостоятельного
продолжения игры, предложить придумать и принести свои «музыкальные» картинки.
4 « Наши песенки летят»
Цель: Развитие интонационного и ритмического слуха. Закрепление
знакомых песенок – попевок. Отработка приемов игры на д.м.и. (металлофоне).
Игровой материал: кубик с иллюстрациями.
Педагог предлагает рассмотреть
картинки на гранях кубики, вспомнить связанные с ними песенки – попевки. (Эти
попевки исполняются на одном звуке). Выбирается ведущий, он бросает кубик,
выпавшую попевку, нужно исполнить хором (прохлопать и спеть). Для закрепления педагог просит индивидуально
сыграть попевку на металлофоне. Для самостоятельного продолжения игры, предложить исполнить знакомые попевки на
инструментах, находящихся в музыкальном уголке группы.
Комментариев нет:
Отправить комментарий