вторник, 9 марта 2021 г.

Строгонова И.С. - воспитатель. Дидактические игры для развития мелкой моторики у детей раннего возраста

 

Дидактические игры для развития мелкой моторики у детей раннего дошкольного возраста.

                                                           МАДОУ  «Детский сад № 477 г. Челябинска».

                                                                  Строгонова Инна Сергеевна, воспитатель.

                                                                                    1 квалификационная категория.

Вопрос развития мелкой моторики детей актуален  на сегодняшний день.  Общая неготовность большинства современных  детей к письму или проблемы с речевым развитием – это следствие слабого развития общей моторики.   Для решения данной проблемы  мы поставили цель: развитие  мелкой моторики у детей дошкольного возраста  посредством дидактических игр.

 На каждом возрастном  этапе, будь то младенчество или ранний  дошкольный возраст, есть ведущий вид деятельности. Для детей раннего возраста  – это  предметно-манипулятивный .  Ребёнок активно исследует, познаёт мир руками: трогает интересные для него предметы, стучит кубик о кубик, строит башенки. Поэтому выделяем следующие задачи:

наполнить  предметно–развивающую  среду группы  играми для развития мелкой моторики;

удовлетворять потребности малышей в  сенсорном  развитии, общении, разнообразной деятельности в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями; 

способствовать формированию у родителей воспитанников доверия к педагогам и желания активно участвовать в жизни ДОУ; 

повысить свой профессиональный уровень.

Мелкая моторика у каждого малыша развивается разными темпами, к каждому нужен индивидуальный подход.  Для начала нужно показать ребёнку действия своими руками: открутить крышку, надеть резиночку на пальчик, прищепить прищепку, застегнуть пуговицу, дальше показать действия руками малыша, затем поэтапно ребёнка инструктировать словами. 

Для привлечения родителей к этой работе мы  разработали педагогически проект, который назвали «Сделаем сами, своими руками».

Тип проекта: практико-ориентированный.

Характер координации проекта: открытый.

По степени участия: групповой.

Продолжительность выполнения: долгосрочный.

Родители с интересом включились в работу. И сегодня мы готовы показать результаты нашей работы и рассказать об играх для развития мелкой моторики, которые появились в нашей группе.

Игры с прищепками для детей относятся к модульной гимнастике, которая  подразумевает занятия с предметами, которые сами по себе не разбираются , но из заготовок и прищепок можно приделать солнышку лучики, тучке  – дождик, репке и морковке  – листики, а также на верёвку и прищепки можно пристегнуть кукольную одежду. С помощью  такой гимнастики укрепляются и развиваются кисть и два пальца руки, которые в  последующем будут задействованы в письме.

В последнее время дети полюбили игры с цветными крышками. Материал для игр не затратный, а пользы они приносят множество. Эти игру учат  малыша ориентироваться в цветовой гамме, сортировать крышки по цвету. Можно из крышечек выложить узор по образцу. В такие игры можно играть как с одним ребёнком, так и с группой детей. С маленькими детьми играет воспитатель, а дети постарше могут играть самостоятельно. 

Для детей раннего возраста предлагаются игровые поля, изготовленные из фетра,  «Зоопарк», «Обитатели леса», на которых дети раскладывают мелкие фигурки животных, знакомясь с их названием, развивают речевые навыки. Поле «Аквариум»,  на котором находятся рыбки четырёх основных цветов и разных размеров. Можно предложить детям поиграть в игры: собери рыбок по цвету, найди маленьких рыбок, затем больших, знакомя детей с понятиями: «вверху», «внизу», «слева», «справа», ориентируясь в пространстве. 

Для развития тактильных ощущений детям предлагаются: дидактические дорожки, закрепляя понятия: «больше», «меньше»,  мешочки  с  наполнением круп разной величины. Сенсорные навыки  развивает сортировка предметов по цвету разной формы разные ячейки, имеющие свой определённый цвет. 

Детям раннего дошкольного возраста интересны бизиборды, которые бывают мягкие и твёрдые в виде доски. Малыши старательно открывают и закрывают маленькие замочки, шпингалеты, учатся электрическую вилку вставлять в розетку. С помощью бизибордов малыши развивают мышление, логику, внимательность, интеллект, изучают  цифры, предметы. Один из наших пап сделал нам замечательный бизиборд.

«Сплети корзиночку» -  игра для развития движений пальцев, координации движений рук. Дети выбирают ленточки, шнурки разных цветов,  затем продевают их в отверстие корзины, тем самым оплетая её. Развить мелкую моторику и научить навыкам самообслуживания помогут игры: застегни пуговицу, зашнуруй сапожок.

Наш опыт наглядно демонстрирует  разнообразие использования игр. Вместе с родителями мы обсуждаем идеи изготовления новых игр. Благодаря дидактическим играм,  на сегодняшний день у наших детей прослеживается положительная динамика в развитии мелкой моторики рук, увеличивается словарный запас, речь становится более эмоциональной и выразительной, кисти рук приобретают подвижность, гибкость, исчезает скованность движений.  Этим результатом довольны и педагоги, и родители.

 ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ "СДЕЛАЕМ САМИ, СВОИМИ РУКАМИ"

АВТОРЫ: СЕЛИНА Е.Д., СТРОГОНОВА И.С.

ПРЕЗЕНТАЦИЯ ПРОЕКТА

Комментариев нет:

Отправить комментарий